Известно, что все наши свойства зависят как от ге­нов, так и от окружающей среды. Более того, сиюминут­ные проявления того или иного качества (оптимизма, до­броты, гуманности) могут варьироваться в зависимости от ситуации. Психологам хорошо знаком прием «прайминг» («предшествование»), когда перед экспериментом участников ненавязчиво настраивают на определенный лад, заставляя подумать о чем-то эмоционально окра­шенном, и это влияет на последующее поведение испы­туемых. Ведь известно, что мысли о чем-то и непосред­ственное переживание этого возбуждают одни и те же участки коры головного мозга.

Уроки дружелюбия

Один из экспериментов, например, показал, что, если человека посадить в мягкое кресло, он становится мяг­че, уступчивее. Или, скажем, студентов просили оценить резюме вымышленного персонажа. При этом сделать это нужно было быстро и стоя. Участникам вручались до­сье в разных папках: если папка была увесистой, соиска­тель характеризовался как человек весомый и надежный. Если папка была в совсем легком переплете, студенты решали, что претендент на должность — человек легко­весный и даже легкомысленный. А в том случае, если папка была приятной на ощупь, соискатель вдруг становился человеком добрым и мягким…

То, что мы видим и чувствуем в данный момент, ак­тивно влияет не только на наши суждения, но и на по­следующие действия. Так, например, один из экспери­ментов показал, что детей можно научить вести себя по-доброму при помощи кукол. Маленьким детям, еще даже толком не научившим­ся говорить, ученые показывали разные сценки с игруш­ками: в одном случае куклы стояли лицом друг к дру­гу и «дружили», а в другом случае отрешенно глядели в разные стороны, равнодушно бездействуя. А затем пе­ред ребенком разыгрывалась такая сцена: эксперимен­татор входил с огромной стопкой книг и пытался поло­жить их в шкаф. Но дверца была закрыта. И как «глупый дядя» ни пытался ее открыть, у него ничего не выходило.

В результате те детки, которым показывали кукол- подружек, спешили помочь нерадивому взрослому. А ма­лыши, у которых куклы были не знакомы, никак не реагировали на происходящее. Эксперимент показал, что вид дружелюбных кукол вызывал прилив крови к той части коры головного мозга, которая отвечает за дружбу и аффилиативные (доброжелательные) взаимоотношения. Наш мозг можно созна­тельно настраивать на добродушные социальные взаи­модействия.

Александр Марков, палеонтолог, доктор биологических наук, специалист по теории эволюции и динамике биоразнообразия.

Добавить комментарий