Что может быть лучше, чем иметь своего домашнего врача? Мы собрали для вас советы экспертов — специалистов по детскому здоровью, которым они следуют и сами, когда лечат своих детей и детей своих друзей.

«СЕРДЦЕ РЕБЕНКА НЕОБХОДИМО УКРЕПЛЯТЬ И ТРЕНИРОВАТЬ С ДЕТСТВА»

Заботиться о сердце ребенка я насто­ятельно советую всем своим знакомым и близким буквально с первых лет жизни малыша. Для здоровья сердца в первую оче­редь важны два фактора: адекватная физическая нагрузка и здоровое ра­циональное питание. Физическая нагрузка крайне не­обходима сердцу, ведь его, как и лю­бую мышцу, нужно тренировать, иначе она слабеет, становится вялой.

Оптимальные нагрузки — это про­гулки, подвижные игры на улице и «щадящие» занятия спортом. Хочу подчеркнуть — именно «щадящие». Когда меня спрашивают, какой вид спорта я бы порекомендовала ребен­ку, я отвечаю: любой, главное — чтобы занятия доставляли удовольствие и чтобы режим тренировок для ребен­ка подбирался индивидуально, ни в коем случае не «на износ».

Ведь такой режим не только не укрепляет здоровья, а наоборот, подтачивает его. Что касается серьезных тренировок, нацеленных на высокий результат, то решение, конечно, при­нимают родители. Но никому из близких я бы не посоветовала отда­вать ребенка в «большой спорт».

Не менее важно приучить ребенка к здоровой пище. Конечно, это воз­можно только в том случае, если сами родители являются сторонни­ками здорового питания. И еще: если ребенок заболел, оставьте его дома и обеспечьте по­стельный режим. К сожалению, пренебрежение этой рекомендацией может повлечь очень серьезные ос­ложнения. В том числе и на сердце.

«АЛЛЕРГИЯ — НЕ БОЛЕЗНЬ, ТАКОГО ДИАГНОЗА БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!»

Когда речь заходит об аллергии, мне приходится объяснять, что это не бо­лезнь и диагноза «аллергия» быть не может. Аллергия — это повышенная чувствительность к аллергенам, ве­ществам белковой природы. Прояв­ляться она может рядом заболеваний разной степени тяжести. Некоторые из них вообще не требуют лечения, а с другими необходимо как можно скорее обратиться к специалисту. Чаще всего аллергия вызывает такие хронические заболевания, как аллер­гический дерматит, ринит, конъюн­ктивит, ларинготрахеит, бронхиаль­ная астма.

Предрасположенность к аллергии передается по наследству, но распро­страненное мнение о том, что аллер­гия не поддается профилактике и не лечится, к счастью, не соответствует действительности. Очень много вопросов возникает в связи с проведением кожных проб. Утверждаю, что это первый и глав­ный метод диагностики аллергии. Пробы также необходимы, чтобы подобрать для ребенка «безаллерген­ный» рацион. Без этого добиться из­лечения невозможно. Кожные пробы можно делать с очень раннего воз­раста, я рекомендую проводить их с трех месяцев.

Залог успешного лечения аллерги­ческих заболеваний — прекращение контактов с аллергеном, симптома­тическая терапия и снижение чув­ствительности организма к аллергенам с помощью аллерговакцинации. Это лечение аллергенами, вызывающими обострение болезни. Зачастую этот метод — единственный, способ­ный реально предотвратить разви­тие тяжелых форм аллергии или практически полностью с ней справиться. Аллерговакцинация возмож­на с пятилетнего возраста.

Что касается антигистаминных препаратов, в том числе и тех, что широко рекламируются в СМИ, то они должны использоваться только в комплексном лечении и только при определенных стадиях аллергиче­ских заболеваний. Самостоятельный их прием «смазывает» картину бо­лезни и мешает врачу точно оценить степень выраженности симптомов болезни.

«НА ДЕТСКОЙ ОБУВИ ЭКОНОМИТЬ НЕЛЬЗЯ»

Многие родители, не уделяя должно­го внимания детской обуви и позво­ляя детям ходить дома босиком, оправдываются тем, что, мол, раньше, когда наши предки и знать не знали об ортопедической обуви, пло­скостопия не было ни у детей, ни у взрослых. А ведь все ходили босиком или в лаптях. Это так, но босиком и в лаптях ходили по земле, траве, песку, камням. Эти природные неровности стимулировали мышцы и связки сто­пы, она постоянно была в тонусе, приноравливаясь к ним.

Сейчас же дети если и ходят боси­ком, то дома, по жесткому гладкому полу — родители уверены, что таким образом они закаливают детей, а ле­том на даче, наоборот, в обуви. В ре­зультате мышцы «ленятся» и разви­вается плоскостопие. А оно по мере взросления ребенка влечет за собой серьезные проблемы с ногами и по­звоночником. Поэтому я рекомендую приучать детей ходить босиком на природе: по траве, воде, песку, гальке, лесным тропинкам.

А вот дома как раз босиком ходить не следует. Для города я рекомендую выбирать качественную ортопедиче­скую обувь, в том числе и домашнюю. Детская обувь должна быть с неболь­шим каблучком, жесткими задником и «боками», мягким валиком в районе пятки и обязательно с рессорным супинатором, имитирующим при­родные неровности. И очень важно, чтобы обувь была изготовлена из экологически чистых и качественных материалов.

Также я рекомендую регулярно по­сещать детского ортопеда, чтобы во­время отследить отклонения в фор­мировании стопы. И ни в коем случае не принимайте в дар для своего ребенка ношеную обувь, иначе ваш ребенок унаследует и чужие дефекты. И сами не оказы­вайте такую «медвежью услугу» близким.

«НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРОМЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ С НАСМОРКОМ НОС МОРСКОЙ ВОДОЙ»

Летом мне часто приходится сталки­ваться с детскими отитами. Дело в том, что именно в теплое время года и тем более в жару отит развива­ется довольно часто. Виною тому сквозняки, купание при наличии на­сморка, попадание воды в уши и в нос во время водных процедур.

Если у ребенка болит ухо, прежде всего, нужно обратиться к отоларин­гологу и поставить диагноз: наружный или средний это отит, с перфо­рацией или без перфорации. От диагноза зависят тактика лечения и «степень свободы» ребенка.

При отите с выраженной болью в ухе, ухудшением общего самочувствия, повышением температуры ребенку нужен постельный режим. Если же температура не повыше­на, а боль в ухе незначительна, то с разрешения врача ребенок может гулять. Правда, нужно ограничивать его активность. Очень важно, чтобы ребенок не вспотел. Врач может раз­решить и купание, но только в хоро­шо прогретой воде и строго дозиро­ванное по времени. Главное, чтобы ребенок не переохладился.

И обязательно надо оберегать больное ухо от попадания воды, осо­бенно при наличии выделений. Лучше закладывать в ухо ватку, смочен­ную вазелиновым маслом. То же самое надо делать во время ежедневного мытья даже при легком отите.

При купании в море ребенка с на­сморком, особенно осложненного отитом, ни в коем случае не следует «промывать» нос, втягивая морскую воду. Почему-то такой способ многие считают очень эффективным.

Между тем в результате этого за­грязненная вода может попасть в по­лость среднего уха и вызвать или усугубить воспаление. Для промыва­ния носа я рекомендую использовать готовые препараты на основе очи­щенной морской воды, которые про­даются в аптеках.

«ЛЕЧИТЕ НЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗОВ, А КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ»

Вероятность заражения глистами детей от года до трех лет приближа­ется к 100%. Ведь у детей очень тесный контакт с зем­лей, через грязные руки, фрукты и ово­щи, животных, кото­рые приносят яйца глистов в дом на ла­пах с улицы. При этом у детей до 10 лет защитные механизмы, препятствующие про­никновению глистов в организм, еще не сформированы.

Вместе с тем самые распростра­ненные анализы на яйца глистов и соскоб на энтеробиоз чаще всего дают отрицательный ответ. Поэтому я рекомендую детям до-школьного возраста проводить противоглистную терапию, ориентиру­ясь на наличие симптомов.

Очень часто от родителей можно услышать, что противоглистные препараты токсичны. Это не так. Если глистов нет, они просто выводятся из организма. Если же глисты есть, то лекарства разрушают их, и продукты разрушения паразитов мо­гут усилить симптомы и привести к временному ухудшению состояния. Может даже подняться температура. Эти явления ошибочно и «приписывают» действию препаратов.

«ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ ОБСУЖДАТЬ НА ФОРУМАХ ПРОБЛЕМУ «МОЙ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ», ПОТРАТЬТЕ ЭТО ВРЕМЯ НА ОБЩЕНИЕ С НИМ»

Ко мне часто обращаются родители, дети которых в 2-3 года говорят пло­хо или практически не говорят. «По­граничный» возраст, когда действи­тельно можно говорить о задержке речевого развития — три года. Но это не значит, что до этого возраста можно не обра­щать внимания на то, как ребенок развивается, что и как говорит. Очень важно убедиться, что ребенок хорошо слы­шит. Если ребенок понимает, что ему говорят, и выполняет действия, о которых его просят, это свидетель­ствует о том, что он развивается «по плану».

О благополучии свидетельствует и то, что ребенок говорит, пусть и на «своем» языке. При этом обязатель­но надо следить за тем, чтобы его речь развивалась, чтобы каждый месяц его словарный запас пополнялся, а слова складывались в предложе­ния. К специалисту надо поспешить, если такой динамики нет. Занимайтесь развитием мелкой моторики, рисованием, лепкой, ап­пликацией и обязательно укрепле­нием физического здоровья. И, главное, общайтесь с ребенком как можно чаще.

Детей с задержкой речевого раз­вития сейчас очень много. Специ­алисты сетуют на недостаточное физическое развитие, плохую эко­логию, информационные перегруз­ки. И все же большинство сходится во мнении, что «виноват» во всем дефицит общения. У многих мам нет времени, чтобы подолгу говорить с ребенком, играть с ним. К тому же взрослые часто го­ворят быстро, неразборчиво. Ребе­нок просто не в состоянии «услы­шать» отдельные слова.

С детьми надо разговаривать медленно, четко проговаривая и повторяя одни и те же слова. Еще луч­ше «комментировать» все проис­ходящее, проговаривая все действия, перечисляя названия предметов. И ваш ребенок обяза­тельно заговорит!

Добавить комментарий