Глядя на сегодняшних молодых мам и пап и их детишек, отчетливо понимаешь, что нынешняя система воспитания, образования и лечения детей кардинально отличается от того, что было раньше. Давайте с помощью экспертов разберемся: что именно изменилось и почему?

Современный аист

Начнем с самого начала — с зачатия малыша. Если раньше полагали, что ребенок становится человеком, в лучшем случае, с года, то сегодня крошечный эмбрион уже считается мыслящим существом. Поэтому, многие современные пары, собрав­шись обзавестись потомством, тща­тельно готовятся к зачатию: кто-то держит пост, кто-то едет в индий­ский ашрам, другие пары занимают­ся психологическими упражнения­ми для будущих родителей. В любом случае готовиться к будущей бере­менности — сегодня норма.

Не менее важным считается и сам период беременности. Будущая мама — это уже не просто инкубатор для вынашивания младенца, а эмбрион — некое тельце, по дням растущее. Сейчас полагают, что ребенок внутри все понимает и чувствует. Мало того, его развитие и здоровье напрямую зависят от мыслей и действий буду­щей (хотя в этом контексте, скорее, «настоящей», а не «будущей») мамы. Поэтому вот уже более двух десят­ков лет пользуются успехом про­граммы по внутриутробной педаго­гике и развитию младенца в период беременности мамы.

«Эмоциональный и физический по­тенциал будущего человека заклады­вается до беременности и в период внутриутробного развития ребенка. В связи с этим очень важно уделять внимание ребенку, пока он находит­ся внутри утробы матери. Что же такое внутриутробная пе­дагогика? Это образовательная и по­знавательная программа — родители в деталях получают знания, как происходит процесс зарождения новой жизни (от самого ее начала), об поэтапном развитии. Как на разных сро­ках можно общаться с еще не рожденным ребенком, как не навредить будущему человеку с момента его зачатия. И многое другое.

Это программа развивающая и воспитательная. Специально разра­ботанные внутриутробные игры соз­дают основу для возникновения свя­зи родителей с ребенком. Контакт «мать — отец — ребенок» формируется с внутриутробного периода, что по­могает всей семье достичь взаимопонимания, как в период ожидания ма­лыша, так и после его рождения. Происходит сплочение семьи.

Это развлекательная, веселая про­грамма, которая дарит эмоциональ­ную разрядку и отдых семье, а самое главное — погружает на несколько часов в неделю взрослых в мир дет­ства. Все мамы и папы, прошедшие курс внутриутробной педагогики в нашем Центре, подтверждают эф­фективность и результативность — сами родители стали ближе друг к другу, их детки родились и растут здоровыми, активными, хорошо раз­витыми, общительными».

Роды в воду, стоя, сидя и кесарево сечение

Наши мамы выбора не имели – всех везли в стандартный родильный дом и заставляли рожать, так или иначе. После — отправляли в палату, а малы­ша — в детскую под присмотр педиа­тра и нянечек. Считалось, что сте­рильность превыше всего, грудь кормящим мамам мазали зеленкой, а младенцев держали в обществен­ных пеленках и кормили из бутылки с рождения.

Сегодня есть масса систем родо­вспоможения: от совместных родов с мужем в роддоме до морских волн и домашней ванны.  Есть еще и третья категория мам — сторонницы кесарева сечения. Их основные аргументы: «не хочу тер­петь боль» и «зачем мучить малы­ша». Они не принимают в расчет, что кесарево — это полноценная полос­ная операция, с большим количе­ством медикаментов и не самыми лучшими ощущениями после.

При­чем одинаково тяжело после операции и маме, и малышу. Но, увы, в по­следнее время все больше желающих отдаться в руки хирургов. В любом случае, самое важное — что каждый может выбрать по жела­нию, вере и убеждениям способ по­явления на свет детей.

Сегодня не подвергается сомнению тот факт, что для мамы и для малыша наилучшим вариантом являются естественные роды. При этом заме­чательно, если женщине обеспечивается возможность свободного по­ведения в родах. Когда будущая мама сама может выбрать, в какой позиции ей легче переживать схватки и где (в воде или на суше), а также как удобнее тужиться.

Часто в этом слу­чае может и не понадобиться дополнительной стимуляции или других медикаментозных вмешательств. Однако, если в родах возникает такая необходимость, не стоит противиться действиям врача или акушерки. И еще. К естественным родам сто­ит быть подготовленной: научиться методам самообезболивания, родо­вому дыханию, массажу и даже «пе­нию» вместо крика лучше заранее.

Не будить и не кормить

Самый большой объем разночтений между поколениями, похоже, отно­сятся к первому году ребенка. Начнем с кормления. Бабушки счи­тают, что беременной и кормящей маме нужно «есть за двоих», побольше калорийного, молочного, жирного. Современные же родительницы (и, кстати, врачи) придерживаются про­тивоположного мнения — разработаны специальные диеты для беремен­ных, для кормящих, для младенцев.

Разногласия есть и по времени кормления. Наши бабушки и мамы кормили строго по часам. До сих пор многие с ужасом вспоминают, как кричал по ночам голодный младе­нец, а его мама сидела, смотрела на часы и нервно ждала, когда наступит «время X». Сейчас же малышей при­кладывают к груди в любое время дня и ночи. Хотя, надо отметить, что от графика питания негрудного ре­бенка никто не отказывается: и от за­втрака до ужина есть четкое расписа­ние по часам!

Еще одна причина разногласий, до какого возраста кормить груд­ным молоком. Раньше считалось, что и трех месяцев хватит, теперь же зачастую кормят до трех лет. Баночное питание и смеси — тема отдельных споров. Причем не толь­ко между поколениями, но и между сторонниками «естественного» и, скажем так, «современного». Естественники покупают (а то и выращивают) только натуральные овощи и фрукты, готовят сами пюре, не дают детям сладкого, со­леного, печеного, нередко мясного и даже молочного.

Те же, кто предпочитает исполь­зовать блага цивилизации, привет­ствуют и баночное питание, и кашу в коробках, и молочные смеси. Вообще, основная тенденция в том, что ребенок должен быть как можно ближе к маме. Отсюда и слинги или рюкзачки, в которых удобно носить с собой малыша. Это же повлияло на детский и семейный туризм — теперь летают даже с грудничками, не боясь менять кли­мат и временной пояс. Мамы стали самостоятельнее, смелее, активнее.

Больше самостоятельности, воз­можности выбора и своего мнения появляется и у малышей. Дети мо­гут выбирать, что они будут есть, во что одеваться, чему учиться. Теперь никто их не кормит насильно («Ну еще ложечку — за маму и за папу!»), никто не будит их по времени, как это делали наши бабушки («А что он ночью будет делать?!»), не принуж­дают ходить мальчиков только лишь в спортивную секцию, а дево­чек — в музыкальную школу.

«Главным «трендом» последнего де­сятилетия в области взращивания детей является естественность. А именно, призыв вернуться к природе  и не пытаться улучшить то, что пре­красно себя зарекомендовало на про­тяжении предыдущих тысячелетий. Сегодня актуальны рекоменда­ции кормить грудью не по режиму, а по требованию, начинать прикармливать малыша тем, что едят родители (предполагается, что это здоровое натуральное питание, а не чипсы и газировка!), заканчивать грудное вскармливание тогда, когда ребенок готов к этому, и просто быть ближе к малышу, чутко реаги­ровать на его потребности. Здравый смысл этих советов подтверждают и современные исследования ВОЗ».

Игрушки VS девайсы

Первое, что приходит на ум, когда наблюдаешь за изменениями в играх и игрушках детей, это две вещи: как много стало девайсов и как много стало вообще игрушечного, прямо скажем, в избытке. Старшее поколение это, несо­мненно, возмущает: мол, нас расти­ли с пластмассовыми пирамидка­ми, пупсами и кубиками, и этого было достаточно. Современные ро­дители, в большинстве случаев, от­носятся к этому спокойно, понимая, что современный мир и мамина, па­пина занятость диктуют свои пра­вила. Всегда проще дать ребенку «айпад» с мультиками и спокойно посидеть за компьютером, дописы­вая срочный отчет.

Но попробуем посмотреть на во­прос шире. Ведь изменились не просто игрушки, изменились среда, окружение ребенка. Вспомните же­лезные советские площадки во дворе. А мебель и оформление детских садов и школ? А спорт? Эти жуткие уроки физкультуры с обязательны­ми прыжками через «козла» и ком­плексами на шведских стенках… Сегодня дети растут и играют в со­всем другой среде: детские площад­ки — разнообразные, спортивных увлечений — масса. Современные средства связи, ак­тивное информационное пространство, другие скорости жизни – все это дает совсем иную картину мира. И, очевидно, что игры и игрушки — это инструменты детского позна­ния мира, освоения его.

Когда мы смотрим на новые игруш­ки, понимаем, как меняется поколе­ние. В России сейчас это особенно заметно. Возникают новые среды, новые инфраструктуры для детей. И, конечно, возникают новые типы игр и игрушек. Игрушки вчерашние — это куль­турное наследие. Игрушки нынеш­ние — это новая среда, новый мир и навыки в нем. Но важно, чтобы дети играли и в исконно русских матре­шек, и в современных роботов — должна быть вариативность, не надо их ограничивать!

Раннее развитие, анскулинг, семейное образование

Все больше современных родителей начинают учить детей буквально с пеленок. Развивающих методик — масса. От кубиков Зайцева до Монтессори. Это, конечно, серьезное нов­шество — наши бабушки и мамы считали, что детей должны учить в садике и школе, и никак не раньше.

Сейчас уже с двух месяцев водят на плавание, с пяти месяцев учат ан­глийский и чтение, а уж когда ребе­нок встал на ноги, то там уже полный набор предметов и занятий. Дальше — по нарастающей. Совре­менный школьник посещает основ­ную школу и две-три  дополнитель­ных (спорт, музыка, иняз). Выезжает в образовательные лагеря, по выход­ным — курсы профессионального са­моопределения.

Мало того, нынешние школьники все познают опытным путем: геогра­фию они учат в путешествиях, языки по Скайпу, физику в научно-развле­кательных центрах. Бабушки сокру­шаются: «Бедные дети, детства ли­шили». А дети, похоже, и не страдают вовсе. По крайней мере, выглядят они совершенно довольными.

Все больше родителей предпочи­тают и так называемый анскулинг: философия и практика образования, когда ребенок обучается без отрыва от семьи. Причем все чаще такие родители объединяются и создают се­мейные образовательные центры, что дает детям и образование, и общение, и при этом приятную психо­логическую обстановку.

Помимо анскулинга, семейного об­разования и прочего, серьезные из­менения происходят и в базовой школьной практике. Например, уже несколько лет в школах страны вве­дена новая позиция под названием «тьютор». Попросту говоря, настав­ник. Он призван помочь ученику по­нять, какие требования предъявляет выбранная им будущая профессия и какие навыки необходимо приобре­сти (скажем, изучать иностранные языки, тренировать вестибулярный аппарат и др.), чтобы двигаться на­встречу поставленной цели. Главная функция тьюторов — со­провождение. Но нельзя сопрово­ждать стоящего, только идущего! И только взрослый и специально обученный человек сможет помочь ученику получить знания на стыке разных дисциплин, а это очень важ­но для того, чтобы быть успешным в современном мире».

Как изменился детский мир

А в целом, если говорить о глобаль­ных изменениях, то, заметим, что по­мимо игрушек, площадок, девайсов и школ поменялось многое и в самих людях. Так, мы стали гораздо лояльнее и терпимее к людям с ограничен­ными возможностями. Да что там говорить, раньше вообще никто слыхом не слыхивал, что есть де­ти-инвалиды. А теперь есть инклюзивное образование, специ­ализированные детские площадки, куклы-инвалиды, масса передач, статей и фильмов на ТВ. Наши дети знают, что все люди — разные. И что это — нормально. Изменились и родители. Благода­ря Интернету возникли родитель­ские сообщества: теперь спросить совет можно у других мам и пап, у специалистов (стоит лишь вклю­чить компьютер), а не только у своей мамы или соседки.

Родители объединяются, создают проекты, учат и воспитывают своих детей сами. Они общаются с родите­лями из других стран, перенимают опыт и передовые технологии. Хотя, конечно, никто не отменял старых добрых традиций и разумных правил. И если кто-то заболел, мы по-прежнему пьем чай с малиной и надеваем теплые вязаные носки, которые с такой заботой связала люби­мая бабушка…

Современный цифровой мир изме­няет характер человеческих взаимо­отношений, взгляды, привычки, об­раз мышления. Сегодня люди иначе воспринимают информацию и рабо­тают с ней: визуализация информа­ции стала важнее текстов и слов. Дети перенасыщены эмоциональ­ными и визуальными образами и хуже воспринимают текст. Система образования не успевает подстраиваться под новые запросы, но изменения неизбежны.

Педагоги объединяются в сообщества и ищут эффективные способы обучения. Дети цифрового поколения не готовы просто сидеть за партой и слу­шать учителя. Они хотят учиться активно и творчески: делиться свои­ми мыслями, воплощать в жизнь свои идеи, использовать сетевое про­странство для получения всей инте­ресующей их информации.

Проект «Дети учат детей» (взаимо­обучение и сотворчество в режиме онлайн) наглядно показывает нам, как хотели бы учиться современные дети. Но наша задача — уберечь их от опасностей, с которыми они смогут встретиться в Интернете, привить им культуру поведения в Сети».

Добавить комментарий